Типография>Полезная информация>Форматы бумаги
Форматы бумаги и готовой продукции
Внешний вид печатных изданий во многом определяют форматы бумаги, в полиграфии на сегодняшний день используют листы и рулоны, размеры которых строго регламентированы ГОСТом.
Формат готовой продукции может отличаться от заданных параметров, например, быть значительно меньше стандартного листа, но это увеличивает расход бумаги. В результате книжечка-колибри обойдется дороже обычной в несколько раз. Поэтому при заказе тиража в типографии необходимо учитывать возможности печатной машины.
Форматы бумаги в полиграфии: стандарты и возможности
Бумажные форматы в полиграфии соответствуют видам печатных изданий, которые классифицируют на 4 группы:
- книжно-журнальные;
- листовые;
- картографические;
- акцидентные (малые наборные формы).
Полиграфический материал получает итоговый формат благодаря подгонке бумаги до требуемых параметров: готовая продукция — это обрезанный до нужного размера лист. Чтобы минимизировать отходы материала, разработаны стандарты. Чаще всего у нас применяется международный ISO 216. Согласно ему, классифицируют 3 группы стандартных форматов бумаги в полиграфии: A, B, C.
Самый большой формат А0: площадь 1 м², соотношение сторон 1:1,41. Следующий размер — А1. Он получается, если сложить лист А0 пополам. Аналогичным образом определяются далее форматы в цепочке — размеры пропорционально снижаются к А8. Наиболее популярный — А4, он используется для обычных принтеров.
Гораздо реже применяются полиграфические форматы бумаги группы В. Размеры В0 — 1000х1414, соответственно В1 — 707х1000 и т. д. Листы из В-группы подходят для печати постеров, конвертов, паспортов, реже — книг (В5).
Полиграфические форматы группы С разработаны специально для производства конвертов, лист бумаги этой серии по размеру располагается между А и В с теми же номерами: чуть больше А, но немного меньше В.
Форматы полиграфической продукции: от содержания к форме
Поскольку форматы полиграфической продукции определяются ее содержанием, они разнообразны. В услуги типографии входит выпуск:
Форматы печатных изданий прописаны в ГОСТ 5773-76, их количество доходит до 40. Для книг используются обычно не более 19 вариантов, для выпуска всего разнообразия журналов — 8–9.
Для издания учебников наиболее подходящим считается формат 60х90/16, для художественной литературы — 84х108/32 (за косой чертой указывается доля листа, так как на одном бумажном полотнище печатается несколько страниц издания).
Часто для справочников и книг, рассчитанных на быстрое прочтение, используют уменьшенные форматы. Такие издания легко носить с собой, удобно держать в руках, в том числе в транспорте. Книги с большим количеством иллюстраций нередко выпускаются в альбомном варианте.
Для изготовления бланков используют формат А4, для листовок — его же либо А5 (половина от А4). Для буклетов и брошюр тоже оптимален размер А5. Поэтому если надо срочно напечатать буклеты, лучше не отступать от этого правила и не создавать проблем типографии, иначе работа затянется.
Шаблон для визитки — 50х90 мм. Модные нестандартные карточки смотрятся красиво, но не подходят под выпускаемые визитницы, а потому неудобны.
Форматы конвертов регламентируются ГОСТом Р 51506-99 и зависят от размеров пересылаемой корреспонденции, так как должны служить ей упаковкой. Всего предусмотрено более 10 вариантов.
- Ширина и высота привычного конверта — 114х162 мм. В него идеально помещаются письма, маленькие открытки, квитанции.
- Европейский конверт (110х220 мм) обычно используется для деловой переписки.
- Большой конверт (229х234 мм) вмещает лист А4 — можно отправлять договоры, контракты и прочие документы, не сгибая их.
Стандарты бумаги и печатной продукции выработаны многовековой практикой и часто кажутся незыблемыми. Но даже в их рамках современные типографии постоянно производят нечто новое и необычное.
Узнать подробнее!